Лерона Наринская выросла в семье физиков, сама получила образование по высшей математике как программист и нашла применение математических и физических законов устройства мира в работе с собственной головой, а теперь – учит этому других.
О том, как «программировать» свою жизнь, какие проблемы можно решить с помощью квантовой терапии и кому она вообще нужна, поговорили в нашем интервью.
Вы – основоположник понятия квантовая психология, автор методик и квантовых инструментов. Что это такое, если говорить простыми словами?
Объясню на примере. Предположим, у нас есть операционная система ПК, например Windows, внутри которой – целый мир со своими программами, файлами, коммуникационной системой. Можно сказать, что мы на Земле живем в подобной коммуникационной системе и общаемся через программы в нашей голове. Мы видим не глазами, а мозгом, слышим не ушами, а мозгом, на основе того, какие знания в нем есть. Простой пример: слыша речь на незнакомом языке, мы не можем понять смысл, если в мозгу нет знания этого языка.
Если в этой системе нас что-то не устраивает, например, не хватает функций или мешают баги, то изменить это может только программист, который владеет этими знаниями. Он знает, как эти программы устроены. И он может поменять настройки «операционной системы».
Квантовый психолог – это как раз такой программист. А клиент квантового психолога – это пользователь ПК с его программами. Когда пользователь приходит к программисту и говорит, что у него есть некий баг, который мешает ему в жизни, в работе системы, программист меняет настройки или программы системы.
Кажется, что он делает что-то снаружи, но на самом деле идет глубокая внутренняя работа. То есть он имеет выход за пределы системы в так называемое квантовое поле. И из квантового поля меняет настройки матриц взаимодействия и программ, которые существуют в настройке системы. По-другому этого не сделать.
Квантовая психология – это то, что соединяет систему, в которой мы живем, и пространство, откуда оно регулируется и изменяется. А квантовый психолог – это программист реальности.
Квантовые инструменты – это, можно сказать, языки программирования. Квантовый терапевт знает языки программирования, он ими пользуется, это его инструмент. Он может создавать свои языки программирования, свои программы, которые улучшают реальность конкретно взятого клиента по его запросу, меняют его реальность.
Как вы пришли в психологию в целом, а затем – к квантовой психологии?
Я – человек аналитического склад ума, исследователь и просто очень любопытна по своей природе. Мне всегда было интересно, как устроен этот мир.
Мои родители – физики, с детства рассказывали вместо сказок на ночь про корпускулярно-волновой дуализм и квантовую физику. Это было для меня не что-то необыкновенное, а просто какая-то база, с которой я выросла. Дальше я получила математическое образование и стала математиком. Математики – это особая философская категория людей. Но мне всегда было интересно, что происходит у людей в мозгах, что у них внутри происходит, как они чувствуют, двигаются. То есть я системно всегда смотрела на этот мир как программист.
Много училась в других институтах психологической направленности, искала способы регулирования реальности, себя и жизни в целом – пока только своей. За время обучения много узнала и поняла, но никак не могла найти решение. Это решение всегда оказывалось на уровень выше, чем те инструменты, которые применяют классические психологи.
Выходя за пределы, я разбиралась с тем, как что устроено глядя на систему извне. Я разрабатывала и для себя создавала инструменты, которые помогут мне решить те жизненные вопросы, которые у меня есть. У меня все получалось и они решались. Я училась только для себя, я не собиралась стать психологом, но ко мне стало обращаться все больше и больше людей, за советом, потом за помощью.
Это оказалось так нужно людям, что мне пришлось бросить свой вполне успешный бизнес – аптечную сеть, которой я занималась с самого начала 90-х. Я начала работу с клиентами как психолог-консультант, через меня прошли десятки тысяч клиентов – обычный мой рабочий день начинался в девять утра и заканчивался в два часа ночи без выходных около 15 лет.
Таким образом у меня накопилась колоссальная база клиентских случаев. Закономерностей и алгоритмов быстрого решения проблем. Далее клиенты стали просить, чтобы я писала книги, чтобы я начала это преподавать, вести семинары. Моя работа строилась на том, что я не продавала и не предлагала что-то людям, а они сами формировали предложение. Так я начала формировать свои инструменты, преподавать психологам и просто интересующимся людям, мои инструменты помогали быстро. Так родилась онлайн-школа, а затем и Академия с лицензией на образовательную деятельность.
В чем ключевые сходства и различия квантовой терапии с классической психотерапией? В чем преимущества или, возможно, напротив, недостатки?
Безусловно, квантовая психология базируется на фундаменте классической психологии. И я не только не отрицаю Фрейда и психоанализ – мое базовое образование именно психоаналитическое. Истинная идентичность психотерапевта настраивается и приобретается именно там. Знания основ, фундамента – они обязательны.
Все направления, которые сейчас существуют – как ступеньки. Они будто для разных частей человека, потому что человек – существо очень многомерное, многослойное. У человека есть инстинкты, личность, эго, бессознательное и еще много всего, о чем классическая психология знает и может исцелять человека на этом уровне. И очень важно этим тоже не пренебрегать и не уходить полностью в инструменты квантовой психологии, мол, «все, есть квантовая психология, все остальное не нужно». Это не так.
Для каждой субличности может быть предпочтительным свое направление работы. Поэтому профессиональные квантовые психологи, на мой взгляд, это классические психологи с фундаментальным профильным образованием, которые знают научную базу, современные направления, но дополнительно видят мир с еще более высокой смотровой площадки и могут менять что-то там. Это следующая ступень эволюции в профессии, следующая ступень развития.
Ни в коем случае нельзя отрицать все, что было до этого – это все равно, что мы бы сейчас сказали, что у нас есть сотовый телефон, компьютеры, и нам не нужно строить фундамент, если мы хотим построить, например, IT-компанию. Нет, нужен фундамент, стены, крыша и все коммуникации. Но потом сюда, в это здание, мы занесем еще систему «умный дом».
Квантовая психология – это именно интеллектуальная начинка «умного дома», но сам крепкий дом обязательно нужен.
Основные принципы и инструменты квантовой психологии – это, безусловно, корпускулярно-волновой дуализм и эффект наблюдателя. Это про то, что частица под микроскопом в микромире может проявлять дуальность. Она может быть то частицей, то волной в зависимости от наличия или отсутствия наблюдателя.
Если наблюдатель на нее смотрит, то она частица. То есть наблюдатель как будто создает ее плотность, материю. Если наблюдателя нет, то это волна, и там ничего нет. Второй основной инструмент – это относительность времени. Это про то, что времени не существует. Сюда же вводится философское понятие. Сначала квантовая запутанность – физически доказано, что частицы, которые знают друг друга, как бы их ни разносило в пространстве, в скобках чувствуют друг друга и знают, что происходит с другой частицей.
Следующее, четвертое – это понятие дуальности, тоже философское понятие, что наш мир дуален, разделен на верх и низ, право и лево, плохое и хорошее, черное и белое, женское и мужское. И эти дуальности находятся всегда в конфликте, между ними нет градиента. Квантовая психология как раз создает этот градиент, потому что градиент между дуальностями – это как раз проход и выход из ситуации.
Шестое – в квантовой психологии мы смотрим на мир как программисты на программы, которые можно менять и переписывать. Записаны эти программы на нейронных связях нашего мозга.
Квантовыми инструментами психологии негативные нейронные связи довольно легко расформировываются, переформировываются. Программы – это про нейропластичность мозга. Можно ввести понятие гибкости и идентичности, потому что в классической психологии это как раз про отличия. Считается, что идентичность жесткая. В квантовой психологии у нас гибкая идентичность, то есть я – это концепция, которую я могу поменять, как и свои программы и установки.
Понятие дефицитарности мира следует за дуальностью. В этом мире обязательно чего-то должно не хватать. И это выражается в том, что в мире у кого-то не хватает еды, у кого-то денег, у кого-то здоровья, кто-то хочет ребенка, но у него нет отношений.
И пока мы живы, нам всегда будет чего-то не хватать. Нашему телу хочется есть, спать, совокупляться, в туалет – это все входит в понятие дефицитарности мира. Все невозможно вылечить, но можно перерасти свои дефициты как проблему с помощью замены программ. Вот сюда классическая психология не дотягивается от слова «совсем». Она лечит, пытается лечить, а вылечить-то невозможно. Можно только перерасти через поднятие сознания.
Очень важен баланс между внутренним и внешним локусом контроля. Способ, через который это можно сделать – через сердце, через Любовь. Этот орган появляется у зародыша самым первым не случайно – он дает определенную частоту Любви в 528 ГЦ. Это частота вибраций, которая исцеляет наше тело, через которую можно менять нашу реальность. Нейронные связи можно менять как раз на этой частоте. И квантовый терапевт – это человек, у которого определенные отношения с миром, с собой, как следствие, с клиентом. Он умеет на этой частоте функционировать, работать, любить. Но это не привычная нам любовь, она другая. Человек может чувствовать себя жертвой этого мира, и тогда он ничего не может. А может чувствовать себя властелином, и тогда он не совсем в адеквате. Баланс между первым и вторым создает некий проход для адекватного управления своей реальностью.
Расскажите о принципах современной психологии, отличиях от старой школы?
В квантовой психологии симптом рассматривается как потенциал развития. То есть это не то, что вот плохо и надо это лечить, как в старой школе. В старой школе мы травму лечим, меняем ее, симптом любой лечим. И в этом цель. А здесь цель – не вылечить симптом, а достать из-под него тот клад, который там зарыт. А симптом может пройти после этого, уйти, может и не уйти, и там еще какой-то клад можно будет достать. Самое главное – это достать и развернуть в жизни клиента потенциал, который под этим заложен.
Также терапевт находится абсолютно в нейтральной позиции – условно, отрешенного программиста. Чем прозрачнее терапевт, тем лучше и эффективнее он будет работать, не цепляясь травмами за клиента.
Ну и, безусловно, это системный подход – человек не рассматривается отдельно, он рассматривается как часть системы, семейной системы, коллективной, рабочей, социальной,. Биологической системы мира. Он связан со всем, что здесь происходит по теории квантовой запутанности. На него все влияет – прошлое, настоящее и будущее.
Следующее отличие – время нелинейно или оно линейно и этим можно управлять. Поэтому мы здесь точно так же ходим в будущее, как и в прошлое, берем ресурсы оттуда. Квантовые терапевты знают, что времени не существует, это просто инструмент. В старой школе время линейно. Об этом же гласит и физическая «теория струн».
В старой школе идентичность нельзя менять, а в квантовой психологии она гибкая. Многие базовые настройки в классической психологии невозможно менять, а в квантовой – можно.
Далее – линии вероятности, судьба, понятие судьбы и рока. В классической психологии нет таких возможностей, как в квантовой психологии по замене линий вероятности и судьбы.
В квантовой психологии есть понятие опыта души, то есть каких-то знаний, которые душа принесла с собой (читай — записанных в геноме человека как информация на носителе). Иногда это называют кармическими воплощениями. Я считаю, что понятие кармических воплощений – это все-таки метафора, подгруженные файлы, которые душа принесла с собой на отработку в этой жизни. Поэтому они могут быть из разных времен, из прошлого, из будущего – откуда угодно. Это просто задачи, которые нужно здесь решить. И мы их решаем.
Принятие дуальности. Это обязательно. В классической психологии есть что-то хорошее, есть что-то плохое, и существуют опоры на то, как должно быть. В квантовой же психологии нет плохого и хорошего, нет борьбы с устройством мира вообще, потому что мир дуален изначально, и в нем обязательно все есть. Принятие дуальности – это одна из базовых вещей современной психологии и современной личности.
Следующее отличие – понятие дефицитарности мира. В классической психологии считается, что все можно вылечить у человека, но ведь дефициты все равно останутся. Важно их принять и перерасти.
В квантовой психологии основная опора на будущее, потому что мы живем в будущем, и нет смысла тащить прошлое за собой. Его нужно признать, дать ему правильное место, положить фундамент и идти дальше, опираясь на будущее. В классической психологии очень много про прошлое – они все время копаются в нем, а будущее – неопределенно, неизвестно.
Опять же, в классической психологии – длительная терапия, а в квантовой достаточно одной сессии, чтобы решить серьезную проблему, выйти из темы. Иногда нужно больше сеансов, но в целом это очень быстрая терапия. Исцеление происходит без глубокого проживания травмы. То есть мы входим в контакт с травмой, как будто бы мы ее нащупали, и дальше мы не проживаем ее заново, как в классической психологии, не пропуская через себя. В классической психологии это делается, потому что из нее нужно извлечь опыт. Мы извлекаем опыт другим способом, с помощью замены программ. Мы понимаем, что это за опыт, который мы должны получить, и мы в течение сессии загружаем ту программу, которая даст этот опыт.
Далее – принятие высшей части сознания как базовой для решения многих вопросов и возможности изменения жизни из нее. В старой школе психологии решение принимается только из человеческой части, а здесь мы как будто бы поднимаем идентичность человека выше. Она у нас становится гибкой, она может быть у нас и в высокой части сознания, и ниже, на уровне эмоций.
А еще понятие сознания и его повышение и понятие поднятия вибраций – в классической психологии этого нет.
В классической психологии нет понятия квантовой запутанности, она отсутствует. Но важно помнить, что эти две отрасли психологий строятся на взаимопроникновении. Квантовая строится на базе классической, классическая же перерастает в квантовую.
Хотела бы поговорить не про недостатки, а скорее про предупреждения. Не нужно отказываться от классической базы, от фундамента и говорить, что верна только квантовая психология.
Квантовая психология не для всех людей пока «заземлилась», иногда воспринимается как мистика. Она многим непонятна, потому что наше мышление – материальное, матричное – пока не готово к восприятию многих вещей. Например, к тому, что материя не существует, и если посмотреть в то, как устроены клетка, атом, из которых состоит вся материя нашего тела, то там, по факту, пустота. Я это восприняла как базовую настройку, поскольку мне это рассказывали родители еще в детстве.
Сегодня, например, все пользуются сотовыми телефонами или Wi-Fi, а когда-то они были только у «избранных». А еще до этого люди вообще не верили в возможность появления таких устройств, не понимали, что возможно? Скажем передача голоса или изображения мгновенно на длинные расстояния и без проводов. Когда фантасты об этом писали, это считалось лишь фантастикой и бредом – мы сейчас находимся на той же стадии относительно принципов работы сознания. Есть, мол, какие-то квантовые психологи, которые что-то меняют, бред какой-то или эзотерика, но люди уже интересуются, приходят как клиенты и студенты. То есть в нашем магазине эти «сотовые телефоны» начинают потихонечку раскупать и осваивать. То есть наша Академия – это некий «магазин сотовых телефонов или компьютеров», в которые еще не все верят, но уже многие покупают, используют и остаются довольны. Причем это не только психологи, изучить и применять инструменты квантовой психологии в своей жизни могут абсолютно все и результат будет потрясающим.
Какие проблемы можно решить с помощью инструментов квантовой психотерапии?
Здесь практически нет потолка, значение имеет зрелость сознания человека, готовность идти в новое. Поэтому все, что человек захочет, он может заменить в своей голове. Но чтобы это не было оторвано от реальности, очень важно понимать, на что готовы люди в целом, большие массы людей.
Когда у отдельно взятого человек вырастает сознание, он может поменять что угодно, но важно оставаться в контакте с остальным миром.
Отдельно взятый гений ничего сделать не может. Например, Тесла много что изобрел еще век назад, но сейчас это только начинают постепенно использовать.
Психология переживает новый виток популярности в последние несколько лет, и это играет злую шутку: «Не знаешь, кто ты – скажи, что ты – психолог». В том числе, например, особый спрос на проработку детских травм. Правда ли, что родительское влияние в детстве сказывается на нас так сильно, как говорят? Все ли, как говорится, «родом из детства»?
Из философской концепции квантовой психологии душа приходит на Землю с неким планом на жизнь, с уроками, которые должны быть выучены. И план есть. Затем эту душу встречают родители, и родители имеют влияние на формирование личности человека. Личность – это, можно сказать, заземленная проекция души.
И если у души есть некий план, то родители должны его как будто проявить, и родители создают травмы, но лишь потому, что у них, по сути, такая работа. И они что делают? Родители заземляют, то есть адаптируют ребенка, человека к этому миру. Ребенку трудно адаптироваться, потому что он – свободная душа, вне рамок, и правила, которые есть в этом дуальном мире, для него жесткие, непривычные, они его травмируют.
Родители – они проводники. То есть ребенок глобально травмируется этим жестким миром, этой дуальностью. Он становится дуальным. Он учится понимать, что есть плохо, что есть хорошо. Родители его оценивают, наказывают, хвалят, создают в нем дуальность. В детском травмировании нет ничего неправильного, но когда человек уже вырос и адаптирован к дуальности, он может пойти назад в детство и подлечить то, как это создавалось, то, как это было сделано.
В целом не бывает абсолютно идеальных родителей. Они не могут быть идеальным, потому что конфликт между душой и материальным миром существует, и он происходит в детстве. Можно сказать, что проблемы из детства – проблемы личности из детства, но это детство простого столкновения с миром.
Какими правилами в воспитании детей стоит придерживаться, чтобы вырастить их без травм? Существуют ли вообще такие правила? От чего стоит ограждать детей?
Первое – безусловно, открытое сердце. С таким ребенку намного легче удерживать жесткие правила жизни.
Второе – базовая безопасность и опора. Когда родитель сам справляется с окружающим миром, устойчив в нем, живет не в тревоге, не в страхе, не в боли, то и ребенок понимает, что он тоже на такое способен.
Третье – верить в потенциал ребенка: «Ты справишься, я знаю. Ты сейчас этого не знаешь, но я знаю». Это, кстати, позиция квантового психолога тоже: «Я вижу твой потенциал, я в него верю. Ты там будешь. Ты будешь в своем прекрасном будущем, я это уже вижу прямо сейчас».
Четвертое – предоставление ребенку свободу делать свои ошибки, познавать этот мир. Да, ты можешь делать что угодно, но можешь ко мне вернуться, и я тебя поддержу во всем.
Пятое – безоценочное отношение: «Я тебя никак не оцениваю. Я всегда на твоей стороне, я люблю тебя вне зависимости от того, что ты сделал в данную минуту. И ты свободен делать то, что ты делаешь».
Шестое – соединять ребенка с последствиями, не запрещая. Это очень важно. Например, как я своим детям говорила в детстве, когда они плохо учились: «Вы можете учиться как угодно, вы можете не пойти потом вообще никуда учиться, и можете не пойти никуда работать. Я вас всегда буду любить, и я вам всегда сварю гречневую кашу. Потому что у вас не будет ни денег, ни жилья, ничего, но вы можете всегда прийти поесть у меня гречневую кашу». В результате мои дети закончили институты с красными дипломами и очень любят гречневую кашу.
Седьмое – научить ребенка соединению с последствиями. Фактически, родитель учит законам мира, как он устроен и функционирует. Очень важна опора на Бога, я бы сказала, опора на Творца, на Творца внутри себя – фактически, опора на себя и на свою высшую часть, на интуицию.